Интервью

Воротынцева Тамара Леонидовна.
Директор по развитию Тренинговой компании «Бизнес Партнер».

1. Расскажите историю создания вашей компании.

История создания компании очень проста. К 2006 году основатели компании Тамара Воротынцева и Евгений Неделин  находились, с одной стороны, под властью окончательно сформировавшегося убеждения в колоссальных возможностях бизнес-тренинга для качественного обучения персонала (где можно совместить экспертный опыт тренера и участников,  с нужным результатом использовать возможности интерактивных форм обучения и пр.), с другой стороны, имели раздражающий опыт личного участия в мероприятиях, носивших название «бизнес-тренинги», но по сути не имевших ничего общего с этим форматом и по сути обесценивавших его возможности.

В желании создавать и проводить по-настоящему качественные тренинговые программы, формировать команду крепких профессионалов бизнес-тренеров  и быть по-настоящему профессиональной и успешной тренинговой компанией России и была создана компания «Бизнес Партнер». Нынешний 2016 год дает основания утверждать, что желание основателей успешно реализуется.

2. На каких направлениях специализируется ваша компания?

Основное направление нашей деятельности — классические бизнес-тренинги, то есть, мы обучаем тем знаниям и навыкам, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности.

3. Какие направления тренингов сейчас самые актуальные на рынке?

Если под актуальностью понимать степень востребованности, то наша статистика клиентских запросов говорит о том, что по-прежнему востребованными являются тренинги продаж, тренинги эффективного руководства, деловых переговоров и  деловой презентации. Кроме того, в последнее время существенно повысился интерес заказчиков к игровым форматам обучения, а также к темам управления вовлеченностью и управления изменениями. 

4. С какими сложностями сейчас сталкиваются тренинговые компании в условиях рынка? И на сколько актуальны штатные тренеры или же приглашенные фрилансеры?

Я не вижу сложностей, связанных исключительно с особенностями текущей ситуации. Основная сложность (или скорее задача, требующая решения) — обычная и она была всегда: желание заказчика иметь качественное обучение в рамках приемлемого для него бюджета. Иногда границы этого бюджета весьма невелики и бывает достаточно сложно привести в соответствие уровень запроса заказчика, его бюджет и квалификацию тренера, готового работать в условиях серьезных требований, предъявляемых к нему, с одной стороны, и достаточно скромным гонораром, который определяет ситуация, — с другой стороны. В этой ситуации мы используем весь имеющийся у нас арсенал форматов (тренинги традиционной продолжительности 1-2 дня, сокращенные форматы обучения: тренинговые мини-сессии, мастер-классы,  дистанционные варианты обучения); опыт решений наших специалистов по корпоративным проектам; базу наших тренеров (в которой есть наряду с именитыми и высокобюджетными специалистами, начинающие тренеры, имеющие экспертность, но пока готовыми  работать в рамках не очень высоких гонораров).  
Обе категории тренеров (и штатные, и приглашенные) для нас актуальны, мы работаем и с первыми, и со вторыми. Главное для нас — профессионализм тренера, его экспертность в своей теме + его готовность разделять наши принципы работы и корпоративные ценности.

5. Какими принципами вы руководствуетесь во взаимоотношениях с клиентами? И что для вас является критерием оценки успешности проведенного тренинга?

В отношениях с клиентами, коллегами и партнерами мы руководствуемся принципами и ценностями нашей компании: осознанность, ответственность и свобода выбора. 
Осознанность – ясное понимание того, что мы делаем, почему мы делаем именно таким образом и какую пользу это может принести нашим клиентам и нам.
Ответственность – мы отвечаем за качество нашей работы и выполнение принятых обязательств и ценим это качество в наших клиентах, коллегах, партнерах.
Свобода – мы признаем свободу выбора наших клиентов, партнеров, коллег и при этом оставляем за собой свободу принятия решений с кем работать и какие профессиональные формы и методы при этом использовать.

Для оценки успешности проведенного обучения мы используем полный спектр инструментов: оценку эмоциональной удовлетворенности и динамики знаний участников,  оценку динамики навыков, обратную связь от заказчика обучения. 
При этом принципиальный критерий успешности проведенного тренинга для нас как компании — это желание и готовность нашего заказчика продолжить совместную работу по обучению его персонала. С гордостью скажу, что таких успешных проектов у нас немало.

6. Существует ли сезонность в тренинговом бизнесе?

Да. Определенная сезонность спроса на тренинги существует. Традиционно компании более активно учатся осенью, в начале зимы и весной. Затишье обычно наступает в январе и в середине лета. 

7. Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе?

Конкуренция есть. В последнее время она становится более объективной, т.к. на рынке более отчетливо прорисовываются основные игроки разных тематических и весовых категорий: это крупные бизнес-школы, тренеры-фрилансеры, собственно тренинговые компании. О специфике игроков предлагаю поговорить позже. Что же касается конкуренции между собственно треннговыми компаниями, то я думаю, что сейчас первоочередное значение для успешности тренинговой компании приобретает (наряду с обязательностью качества тренинговых программ и профессионализма тренеров):
1. Наличие у тренинговой компании профессиональных консультантов-продавцов — людей, имеющих грамотно «снять» запрос, правильно понять клиента, его специфику и бизнес-ситуацию, подобрать программу или комплекс мероприятий и предложить в итоге удачное для клиента решение: и с точки зрения наполнения программы, и с точки зрения возможной стоимости.
2. Наличие арсенала программ и форматов, позволяющих предлагать клиентам комплексные решения, в результате чего компания-клиент получает возможность оперативного удовлетворения потребности в обучении
3. Готовность и возможность компании предлагать гибкие ценовые решения 
4. Отлаженность процессов внутри тренинговой компании (что позволяет оперативно реагировать на запросы и потребности клиентов: от назначения встречи-знакомства с тренером, подготовки коммерческого предложения до проведения тренинга и подготовки отчетности по нему)

8. Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажу, что мы — сторонники философии, утверждающей, что люди сами создают кризис в себе и вокруг себя вектором своих мыслей и действий. Как говорил герой Михаила Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах». Поэтому для начала мы исключили этот термин из нашего делового рабочего обихода ))  При этом понятно, что все мы живем в реальном мире, с его преобладающими настроениями, с его экономической обстановкой, с особенностями бюджетов и т.п.  Не скрою, мы в этом году недополучили  запланированного роста прибыли  и это связано в первую очередь с сокращением их бюджетов на обучение. При этом по сравнению с 2008 годом (действительно, весьма непростым для многих тренинговых компаний) нынешняя ситуация не дает нам оснований для паники: компании продолжают учить свой персонал, продолжают обращаться к нам со своими потребностями в качественных программах и поэтому мы оптимистично смотрим в день грядущий.  

9. Почему Вам можно доверять?

В первую очередь потому, что нам уже доверяют весьма почтенные компании. 
Мы — не новички на рынке. В  нашем профессиональном багаже более 10 лет успешной работы, свыше 300 компаний-клиентов и 10 000 обученных сотрудников. У нас есть постоянные клиенты. А это — показатель того, что качество обучения, которое мы предлагаем, дает нужные результаты и клиенты возвращаются к нам уже с новыми потребностями, которые мы как профессионалы способны удовлетворить. 
Вторым аспектом, формирующим доверие, является наша собственная ориентация на долгосрочное сотрудничество с нашими заказчиками. Этому стремлению мы подчиняем линейку наших тренингов, имеющих преемственность, связанность — потенциал для выстраивания комплексного обучения. На это же направлен комплекс посттренинговых мероприятий, который мы предлагаем каждому нашему заказчику: обязательный анализ результативности проведенного обучения, отчеты-рекомендации, неизменная обратная связь от тренера заказчику, арсенал форм посттренинговой поддержки и т.п.

Третьим аспектом, внушающим доверие, я бы назвала особенность нашей работы с клиентом, ориентированная на качество и комфорт и процесса, и результата. При работе с нами компания-заказчик всегда может рассчитывать на следующее.
1. Индивидуальный подход к запросу на обучение (в части содержания программы, подбора тренера, сроков, формата, места и времени проведения). Любой запрос, поступающий к нам в компанию, оперативно попадает в первую очередь в руки специалиста, способного грамотно оценить и понять запрос, грамотно подобрать соответствующую программу и тренера и предложить оптимальный вариант решения задачи.
2.  Высокое качество обучения и добросовестность в выполнении всех договоренностей. Мы предлагаем заказчикам тренеров, в экспертности и профессионализме которых мы абсолютно уверены. Все тренеры компании проходят процедуру внутреннего отбора. Любое обучение проводится с фиксированием юридически-договорных обязательств. Работа на результат — наш приоритет.
3.  Оперативное реагирование в решении орг.вопросов (все вопросы от первоначальной встречи тренера с заказчиком, включая согласование программы, подготовку всей документации по обучению, решение всех дополнительно возникающих вопросв) «ведет» отдельный куратор проекта
4.  Разумные, прозрачные цены 

10. Посоветуйте клиентам основные критерии правильного выбора тренинговой компании и грамотного подхода к обучению. 

При выборе тренинговой компании я бы советовала обращать внимание на следующие основные параметры.
1. Опыт работы компании на рынке. Чем дольше существует компания, тем более отработаны и отточены как программы, так и механизм эффективного взаимодействия с клиентом (от оперативности коммуникации до финального качества обучения).
2. Отзывы компаний-клиентов. Наличие отзывов — реальный показатель качества программ, которые предлагает тренинговая компания заказчикам.
3. Наличие постоянных корпоративных клиентов. Постоянный клиент — показатель устойчивого качества работы тренеров и компании в целом + показатель способности компании предлагать качественные решения под возникающие новые запросы. 
Также при просмотре клиентов тренинговой компании я бы советовала компании-заказчику обращать внимание на их отраслевую принадлежность.  Иногда бывает так, что те инструменты, которые тренинговая компания и тренер предлагали одному заказчику, не вполне подходят другому. 

Стремясь к объективности, рискну также высказать свое мнение о том, в каком случае и к какому из перечисленных выше провайдеров имеет смысл обратиться и чего стоит опасаться.
1. В крупную бизнес-школу стоит обратиться в ситуации, когда вы рассматриваете вариант персонального обучения по проверенной и зарекомандовавшей себя программе. При этом будьте готовы к тому, что не все ведущие программ будут бизнес-тренерами. Значительная часть ведущих будет квалифицированными, опытными, знающими лекторами-преподавателями. За корпоративным форматом обучения в такую школу обращаться не стоит , т.к. для нее это на самый распространенный формат работы с клиентами.  
2. К тренерам-фрилансерам имеет смысл обращаться в ситуации, когда вам нужно обучение по теме у профильного эксперта. Тренеры-фрилансеры практикуют проведение как открытых, так и корпоративных тренингов. Уверенность в экспертности вы можете прибрести принимая во внимание доступные вам отзывы участников тренингов данного тренера (СМИ — в случае известности тренера, рекомендации знакомых вами людей — в ситуации малой известности тренера). При этом если вы планируете проведение корпоративного тренинга, вы должны заранее прояснить возможность и форму проведения предтренинговой подготовки, наличие и качество раздаточного материала и сертификатов, форму решения финансовых расчетов и документально-юридическое оформление обучения, наличие и формат посттренинговых мероприятий. Не у всех тренеров-фриласнеров эти позиции присутствуют убедительно и на приемлемом для компании-заказчика уровне. При этом очевидное достоинство работы с тренером-фрилансером — относительно невысокая стоимость обучения (если мы не говорим о «звездном» имени).
3. В тренинговую компанию имеет смысл обращаться, если вам важно проведение корпоративного бизнес-тренинга (или участие в открытом). Обычно любая профессиональная тренинговая компания предлагает возможность адаптации программы под запрос, отзывы на программу,  раздаточный материал участников, пред- и пост-тренинговый набор мероприятий, документально-юридическое сопровождение обучения (сертификаты, договор, счет, акт и т.д.)

На вопрос о грамотном подходе к обучению можно ответить кратко, а можно — подробно. Вариантом подробного ответа является наша книга «Строим систему обучения персонала» (Изд-во «Речь», 2007 г.). Авторы — руководители и тренеры нашей компании Тамара Воротынцева и Евгений Неделин. 
Короткий же совет звучит так: для того, чтобы грамотно строить обучение в компании, вам нужно:
1. Понимать цели обучения
2. Иметь профессиональную компетентную команду людей, организующих и реализующих обучение
3. Работать в постоянном тандеме с обучающимися и их руководителями, формируя заинтересованность первых и  заручившись поддержкой вторых.


Тренинговая компания «Бизнес Партнер» рада быть надежным провайдером бизнес-обучения! www.training-partner.ru