Мозговой штурм как основа развития компании
Современный рынок диктует жесткие условия для своих участников. Недостаточно просто выпускать качественный товар или услугу, необходимо постоянно быть на слуху у покупателя, вести инновационную политику и осуществлять качественный RP- акции, направленные на создание и поддержание определенного имиджа компании. Её руководству необходимо не просто использовать свои профессиональные качества для создания и развития компании, но и повышать их, внедрять нестандартные методы организации работы и направления деятельности. Для столь трудной, но необходимой задачи, бизнес сообществом и специалистами в различных областях знания, прежде всего в психологии, социологии и математике созданы различные методики организации мыслительного процесса, позволяющие выработать оригинальные идеи и решения. Одной из таких методик является мозговой штурм.
Об этой методике слышал каждый, однако, как правило, представления о ней ошибочны: собрать в одном месте много людей и выслушать их предложения и идеи. Столь примитивное толкование искажает суть мозгового штурма и практически не приносит результата. Для действительно эффективного использования метода мозгового штурма с целью развития компании следует следовать ряду простых правил, которые позволят избежать наиболее распространённых ошибок и достичь необходимого результата.
Прежде всего следует грамотно выбрать участников мозгового штурма. Они должны хорошо разбираться в проблеме, придерживаться различных точек зрения и представлять различные сферы деятельности. Оптимальное количество участников мозгового штурма- 6-8 человек. Если требуется решить проблему продвижения какого-либо продукта или услуги желательно пригласить принять участие в мозговом штурме не только тех, кто этот товар и услугу будут производить, но и потенциальных потребителей, т.к. их видение зачастую отличается от представлений профессионального сообщества. Соответственно, перед проведением мозгового штурма его организатор должен предварительно тщательно отобрать участников и провести с ними беседу по теме будущего мероприятия. Так же следует помнить, что количество участников мозгового штурма должно быть достаточным для генерации и обсуждения различных идей, при этом не следует приглашать несколько десятков человек, т.к. столь большое количество участников не позволит организовать полноценное обсуждение их мнений и идей.
Следующим важнейшим моментом организации мозгового штурма следует признать правильную постановку проблемы: она должна быть не слишком общей, ведь ответить на вопрос «как построить мир во всем мире?» ответить невозможно, но при этом он должен исчерпывать проблемное поле решаемой задачи. Мировой опыт использования метода «мозгового штурма» подсказывает, что наиболее эффективны вопросы, которые удивляют участников своей неординарностью, разворачивают обсуждение в творческом ключе. В формулировке обсуждаемой проблемы важно каждое слово, о чем нельзя забывать при её разработке.
Подготовившись к проведению мозгового штурма, организатор обязан следить за выполнением основных правил проведения обсуждения. Ключевое из них- соблюдения участниками уважения к мнению друг друга, недопустимы оскорбления и уничижительные замечания. Кроме того, следует следить за тем, чтобы участники не перебивали друг друга. Возможность высказывать самые абсурдные, на первый взгляд идеи и предложения, и делает мозговой штурм эффективным, хамство участников приведет к тому, что многие из них не захотят высказать свои предложения, а ведь именно они могут быть прорывными, способствовать развитию компании. Отсюда вытекает и второе важнейшее правило проведение мозгового штурма- организатору мозгового штурма необходимо способствовать максимальному раскрепощению участников и подталкивать их к высказыванию новых, пусть и абсурдных предложений. Практика проведения мозгового штурма в различных организация показывает, что в начале участники предлагают стандартные решения проблем, и только после того как все шаблонные предложения будут высказаны начинается этап творческого осмысления проблемы, появляются нестандартные решения. Конечно, не стоит затягивать проведение мозгового штурма, оптимальным вариантом является проведение обсуждения 45-60 минут.
Сигил в своей книге «What I Wish I Knew When I Was 208» приводит пример удачного мозгового штурма, во время которого участникам предложили высказывать исключительно те предложения, которые они считают наихудшими. Подобный оригинальный подход к проблеме привел к весьма неожиданному результату- участники раскрылись и стали наперебой предлагать различные варианты, которые никогда бы не высказали при иной формулировке вопроса или при официальном формате мероприятия.
Конечно, существуют различные подходы к проведению мозгового штурма, различные мнения об его эффективности, что не отменяет его значимости для эффективного развития компании. Поиск нестандартных, креативных решений, способных предоставить компании конкурентные преимущества на рынке делает метод мозгового штурма одним из наиболее популярных и используемых по всему миру.
Рейтинговое агентство «Моттон Пик»
18.01.2016