Нужны ли реформы в Российском образовании?
Данный вопрос стоит оскоминой в горлах обычных людей и, кажется, совершенно не волнует высшие круги. Да, российскому образованию жизненно-необходимы структурные преобразования, но в ней в той форме, в которой они реализуются на данный момент. Крайне важно отметить, что изменения должны касаться не только высшего, но начального и среднего образования.
В современном мире глобализации, экономики знаний, новых технологий и инноваций образование является фундаментом для построения структуры, вписывающиеся в данные рамки. В этой связи встаёт резонный вопрос, неужели ничего не происходит в этой сфере? Ответ: происходит, но совершенно не том направлении, в котором должно.
Россия, после распада Советского союза, полностью переориентировала свои приоритеты в сторону победившего в «холодной войне» Запада. Мы уже в лице, Российской Федерации, стали бездумно копировать западные стандарты, включая образовательные, но забыли о том, что западно-европейский дом уже давно построен и нас там никто не ждёт. Россия забыла, о своей идентичности, о своей культуре и ценностях. Мы никогда не были частью западного мира, у нас был собственный путь развития, но мы в одночасье потеряли, все то, что непосильным трудом было добыто предыдущими поколениями и сразу же нашлись так называемые «друзья», которые готовы были дать руку помощи и мы её приняли, но печальные последствия, которые страна вынужденна была пережить в 90е в результате этих преобразований, взрастили ростки разума у российского народа. Мы стали искать пути возрождения, но возрождение нации это следствие воспитание нового поколения людей, а как воспитываются люди? Конечно, через образование.
Несмотря на наши успехи во внешней политике, оборонной сфере, российское образование находится в катастрофическом состоянии. Во-первых, огромное количество выпускников ВУЗов не могут устроиться на работу, по причине нехватки квалификации на первоначальном этапе-тот базис, который должен был заложить ВУЗ. Полностью отсутствует связь производства и учебного процесса,у профессорско-преподавательского состава нет желания публиковать научные работы и исследования, так как не видит внешнего стимула, для подобных действий, а эта деятельность крайне затратная и должна быть соответственно поощряема, подобная практика в России отсутствует напрочь. Не финансируется деятельность научно-исследовательских центров и предприятий, массовым потоком уезжают за границу лучшие умы. Не малая часть выпускников вынужденна работать не по специальности, чтобы хоть как-то обеспечить своё существование. В учебных процессах большинства российских ВУЗов не реализуются интерактивные методы обучения, образовательные стандарты устарели на несколько десятилетий назад. Преподаватель ВУЗа рассматривается не как уважаемый человек общества, а как ничего не добившийся индивид, единственное место для которого уготовано в университете. Чуть немножко лучше обстоит ситуация с начальным и средним образованием, но и там далеко не все в порядке. Семьи годами ждут очереди, чтобы получить возможность отдать своего ребёнка в школу. Школа давно уже стала не обязательным атрибутом человека, а превратилась в услугу, которую человек если хочет получить получает, если нет то нет. Российские старшеклассники не могут ответить на элементарные вопросы из области естествознания и делают ошибки на государственном экзамене по математике, в разделе дроби и проценты , более того,выпускники школ теперь не пишут сочинения по литературе, как следствие у них полностью отсутсвует образное мышление. Сейчас и вовсе хотят отменить обязательный характер государственного экзамена по Русскому языку. Однако, наиболее удручающий факт- это то, что данный список далеко не полный, я если сумел, то наверное описал только одну десятую всех проблем, присуще российскому образованию.
Есть ли выход из подобного порочного круга? Безусловно. Прежде всего, необходимо реформировать структурную составляющую российского образования. Это включает в себя создание двух раздельных органов, первый, отвечающий за высшие учебные заведения, второй за начальные и средние. Во-вторых, необходимо трансформировать образ как обычного учителя, так и преподавателя институтского профиля . Молодые люди должны хотеть брать пример с подобных личностей, на уровне того как это происходит с рок-звёздами или футболистами. И в-третьих, нужно создать такие условия, когда процесс получения образования доставляет истинное удовольствие и удовлетворение. Задача достаточно размыто поставлена, однако если каким-то путями, она все-таки будет достигнута, мы увидим совершенно другую Россию.
Автор: Рейтинговое агентство «Моттон Пик»
Дата: 15.12.2015