ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОТРУДНИКОВ
Скорость, с которой меняется современный мир и те потоки информации, которые обрушиваются на человека из огромного и постоянно растущего количества источников, позволяют задуматься уже не столько о совершенствовании системы обучения и развития персонала компаний, сколько о поддержании профессионального тонуса сотрудников и их профессиональной формы.
Становится очевидным, что традиционная, ставшая почти классической, модель развития профессиональных компетенций, начинает отставать от вызовов современной бизнес-среды. Основанная на процессе формирования знаний, умений и навыков, она уже не в состоянии учесть скорость, частоту и объем изменений профессиональной среды, в которой призваны успешно применяться формируемые ею знания, умения и навыки. Традиционная модель обучения и развития персонала становится реактивной, то есть реагирующей уже на произошедшие изменения и пытающейся привести объем знаний и умений в соответствие с уже произошедшими изменениями в среде их применения.
Динамичные изменения современного мира, среды обитания и профессиональной деятельности привили современному, активно взаимодействующему с этим миром человеку потребность в занятиях фитнесом. Английское to be fit означает быть в форме. И эти занятия фитнесом направлены на поддержание физической формы, что, разумеется, немаловажно для уверенного и успешного взаимодействия с миром и успеха в нем. Достаточный физический тонус человека и его физическая форма позволяют ему относительно успешно и эффективной адаптироваться к постоянным изменениями окружающего мира и среды обитания, справляться с обусловленными этими изменениями стрессами и информационными нагрузками. Но как быть с теми изменениями, которые происходят в среде профессиональной деятельности? И требованиями, которые предъявляет эта среда к профессиональным компетенциям, к тем умениям и навыкам, которые обеспечивали профессиональную успешность вчера, еще частично обеспечивают сегодня, но их уже будет явно недостаточно завтра? Пройти очередной тренинговый курс или цикл семинаров? А где гарантия, что уже за то время, пока будет проходить этот курс или цикл, профессиональная среда не разразится новыми вызовами и новыми требованиями к компетенциям?
Пребывание в отличной профессиональной форме предполагает постоянное оттачивание своих профессиональных навыков с проактивной ориентацией на их будущее применение. Разумеется, прогнозировать будущее непросто. Тем более при современных темпах изменений. Но, тем не менее, проактивное развитие навыков и профессиональных компетенций вполне возможно. И мало того, оно должно стать если не полной альтернативой традиционным формам обучения и развития персонала, то совершенно необходимым дополнением, составным элементом. Речь в данном случае может идти о бизнес-фитнесе профессиональных компетенций.
Давайте представим некую футбольную команду топ уровня, собранную из признанных мастеров этого спорта, можно даже сказать, звёзд. Никому не придет в голову говорить о недостаточных умениях и навыках игроков этой команды. Тем не менее, на ежедневных тренировках им приходится отрабатывать одни и те же элементы, как индивидуального мастерства, так и командного взаимодействия. Поддержание физической формы оставим в данном случае за скобками. Речь идет об игровых умениях и навыках. Тем же самым занимаются и их потенциальные соперники, с которыми им придется сойтись в матче на футбольном поле. И трудно заранее предсказать и угадать с какой именно тактикой и с какими игровыми новшествами соперников придется столкнуться, как будет развиваться и меняться ход игры.
Чем на практике может стать программа бизнес-фитнеса профессиональных компетенций? Занятия, проводимые с различной периодичностью (2-3 раза в месяц, один раз в неделю) и по различным программам, составленным с учетом особенностей и специфики компании и профессиональной деятельности ее сотрудников. Основу этих занятия должны составлять активные групповые формы развития навыков в виде деловых игр, бизнес-симуляций, case study. Для каждого такого занятия специально разрабатываются кейсы, сценарии и контент деловых игр с учетом реальной специфики деятельности сотрудников и на основе реально возникающих и еще могущих возникнуть проблем. А так же на основе реальных сложностей и затруднений, в практической деятельности сотрудников.
При этом одна и та же деловая игра или бизнес-симуляция могут быть пролонгированы на несколько занятий и иметь достаточное количество игровых раундов, чтобы в смоделированных условиях практически отработать все возможные варианты действий, оценить каждый из них и точно представлять наиболее эффективный и оптимальный порядок реализации каждого из вариантов с практическим набором всех необходимых функций и операций каждого сотрудника Участники деловых игр и бизнес-симуляций по итогам каждого раунда и каждого этапа получают обратную связь и на ее основе имеют возможность работы над ошибками и устранения неточностей и промахов. Что далеко не всегда возможно в условиях реальной бизнес-практики компании…
Разумеется, деловые игры и бизнес-симуляции совершено не исключают обучающего контента в виде интегрированных в их сценарии мини-лекций или мини-семинаров. Однако, при этом содержание этого обучающего контента будет разработано и сформировано на основе реально диагностированных в ходе игры западающих или дефицитных компетенций, недостаточных знаниях или каких-либо возможных пробелов в знаниях сотрудников.
Отдельно стоило бы обратить внимание на такую форму совершенствования навыков, как бизнес-симуляция. Подготовка пилотов пассажирских авиалайнеров до 200 часов осуществляется на тренажерах-симуляторах, позволяющих выработать необходимые навыки пилотирования и избежать ошибок, ценой которых могут быть жизни людей. И уже лицензированные пилоты продолжают периодически и системно совершенствовать свои профессиональные навыки на симуляторах.
Цена ошибок сотрудников в выполнении каких-либо функций в тех или иных бизнес-процессах компании может и не столь велика, как, например, в пилотировании пассажирского авиалайнера. но и их можно избежать, совершенствуя и развивая необходимые навыки в моделируемых условиях, максимально точно воспроизводящих реальную профессиональную деятельность сотрудников компании. При этом смоделировать и симулировать можно практически любые ситуации, которые возникают и могут возникнуть в практической работе по любому из направлений: в маркетинге, в продажах, в переговорах, в управлении бизнес-процессами или подчиненными, в HR-технологиях и пр.
Основной успех в эффективном поддержании профессиональной формы и профессионального тонуса персонала будет обуславливаться профессиональной подготовкой и профессиональным опытом бизнес-тренера и его способностью построить бизнес-фитнес профессиональных компетенций сотрудников, основанный на его умении формировать сценарии и контент активных развивающих форм в виде деловых игр, бизнес-симуляций, case study. А также на умении и способности тренера по бизнес-фитнесу успешно управлять процессом развития и совершенствования профессиональных навыков персонала в ходе групповой работы сотрудников по разработанным им сценариям, кейсам и контенту При том творческая способность бизнес-тренера к разработке кейсов и сценариев деловых игр и бизнес-симуляций становится его ключевой компетенцией.
Автор: Игорь Соловьёв,
консультант, бизнес-тренер.
руководитель Академии бизнес-практики «ТРИУМФ»,
кандидат психологических наук