Польза негативных эмоций

Психологи считают, что в рамках социального взаимодействия отрицательные эмоции могут играть положительную роль. Негативные эмоции гораздо богаче по содержанию, чем позитивные.

Психологи Марсель Зиленберг и Луис Мартинес, поставили эксперимент, предложив коллективу одной из компаний сыграть в деловую игру.

Психологи раздели коллектив на три группы, две из которых они настроили на определенные эмоции. Таким образом, первая группа испытывала чувство сожаления, вторая группа испытывала чувство разочарования. Третья группа была контрольной, ее эмоциональное состояние было нейтральным. Перед проведением эксперимента эмоции настраивали следующим образом: участников просили зачитать вслух предложения, содержащие слова или выражения, связанные с чувством жалости (ошибка, «это моя вина», неправильный выбор) и разочарования («опять не повезло», «проиграл», «разбилась»). Перед заходом на третий этап испытания, чтобы усилить эмоциональное воздействие, участников попросили рассказать эпизоды из жизни, которые вызывали нужные для эксперимента чувства.

Выбранные для эксперимента эмоции только лишь, на первый взгляд, кажутся схожими. На самом деле они очень сильно различаются. Сожалея, мы чувствуем вину за результат своих действий, что провоцирует осторожность. Столкнувшись с этим состоянием, мы стараемся избегать поступков, ввергнувших нас в пучину сожалений.

Что касается разочарования, мы часто не имеем возможности влиять на ситуации, которые вызывают эту эмоцию. Проигрыш любимой команды, за которую мы так отчаянно болели, отлично демонстрирует безнадежность, которую вызывает это чувство.

В рамках эксперимента испытуемые передавали друг другу деньги. Сумма «денежного перевода» использовалась как эквивалент доверия. Участники эксперимента сами принимали решение, сколько передать денег партнеру. Получая обратно ту же сумму, испытуемый получал сигнал, что ему доверяют. «Сожалеющая» группа неохотно расставалась с деньгами, а «разочарованная» группа доверяла партнерам больше. Суммы, переданные другим людям, были гораздо значительней, чем у первой группы.

Опыт повторили трижды, но результат остался неизменным.

После завершения эксперимента психолог Луи Мартинес сделал следующие выводы:

1. Была выявлена стабильная взаимосвязь между партнерами. Если человек передавал деньги, находясь под влиянием эмоции разочарования, то он больше доверял людям. Человек, которому доверили крупную сумму денег, отвечал тем же, доверием. Если человеком владела эмоция сожаления, денег он доверял меньше, порождая тождественную ответную реакцию.

2. Люди, испытывающие чувство жалости, неохотно идут на риск. В таком состоянии, они чувствуют, что велика опасность неудачи, и больше осторожничают.

Людям, которые испытывают чувство разочарования, нечего терять, они уже потерпели неудачи. Таким образом, они предпринимают любые действия, чтобы переломить ситуацию.

3. Результаты опыта отнюдь не доказывают, что непременно нужно кого-то разочаровать, чтобы добиться желаемого. В реальном мире на человека одновременно влияют одновременно несколько событий, что приводит к невозможности предугадать реакцию. Нельзя принимать результаты как панацею, но пользоваться результатами психологического теста с умом только приветствуется.

Марк Зиленберг провел замечательный эксперимент, который он провел на пользователях интернет-провайдера. Те и другие были недовольны качеством обслуживания. Но одни сожалели, что они пользуются услугами компании, а другие были разочарованы. Те, кто сожалели, что выбрали неправильного провайдера, меняли компанию. Те, кто был разочарован, бесконечно жаловались, но ничего не предпринимали, чтобы изменить ситуацию.

4. Негативные эмоции могут быть полезными для человека. Испытывая чувства вины, зависти, стыда и злости, люди зачастую принимают верные решения. Пребывая в состоянии злости, люди могут дать отпор обидчикам. Испытывая вину, понять, могут понять, что были неправы. Стыд сигнализирует, что человек перешел моральную границу дозволенного. Зависть уведомляет, что человеку нужно больше над собой работать.

Люди не могут все время находиться в состоянии счастья, это ненормально. Нужно учиться пользоваться слабыми и сильными сторонами различных эмоций.

Подавляя негативные эмоции психотропными лекарственными средствами, мы нарушаем функционирование человеческого мозга.

Motton Pik

08 февраля 2016